Найди верный ответ на вопрос по предмету История, если вы не получили ответа или никто не дал верного ответа, то рекомендуется воспользоваться поиском и попытаться найти ответ на свой вопрос среди похожих запросов.
Новые вопросы по предмету История:
Двигателем промышленного развития России в этот период стало железнодорожное строительство. В 1851 г. открылась первая железная дорога Москва - Петербург. К участию в железнодорожном строительстве стал привлекаться, помимо государственного, также частный капитал, в том числе иностранный. За период с 1861 г. по 1885 г. было построено 35% всей сети железных дорог. Ускоренными темпами развивалась промышленность, объем которой за 1861 - 1900 гг. вырос более чем в 7 раз (для сравнения: в Германии - в 5 раз, во Франции - в 2,5 раза, в Англии - в 2 раза); Россия становилась крупнейшим экспортером нефти в мире [4].Экономическому росту во многом способствовала реализация программы ускоренной индустриализации в 90-е годы XIX века, одним из инициаторов которой был С.Ю. Витте (в 1892 - 1903 годах занимал пост министра финансов и путей сообщения, с 1903 по 1906 - председателя Комитета, а затем Совета Министров). Программа Витте включала следующие направления: концентрация значительных средств на развитие приоритетных отраслей промышленности, железнодорожное строительство, таможенная защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции, широкое привлечение иностранного капитала в виде займов и инвестиций, жесткая налоговая политика внутри страны, государственная монополия на производство и продажу водки, введение в 1897 г. золотого денежного обращения и стабилизация рубля, контроль за процессом эмиссии (выпуск денег, ценных бумаг). Вместе с тем, следует отметить и усиление государственного регулирования экономики, перенапряжение платежных сил населения, крестьянства в первую очередь, рост цен на промышленные товары, снижение благосостояния широких слоев населения [1].В 90-е годы XIX в. Россия совершила гигантский скачок в экономическом развитии: объем промышленного производства увеличился в 2 раза; было построено железных дорог больше, чем за предшествующие двадцать лет; сложились основные индустриальные районы страны: Центрально-промышленный, Северо-Западный, Польский, горнозаводской Уральский, нефтяной Бакинский. Несмотря на кризис 1900 - 1903 гг. и негативное влияние на российскую промышленность русско-японской войны и первой русской революции, промышленный рост не прекращался, составив за 1904 - 1909 гг. в среднем за год 5%. В конце 1909 г. начался новый экономический подъем, продолжавшийся до первой мировой войны, среднегодовые темпы прироста в этот период превысили 11%. Но до 1914 г. еще не успели дать должного эффекта рост капиталовложений и техническая модернизация промышленности.Характерной чертой российской экономики был высокий уровень концентрации промышленного производства, по этому показателю страна занимала ведущее место в мире. В 1882 г. в России появился "Союз рельсовых фабрикантов", в 1887 г. - "Союз русских сахарозаводчиков". Среди крупнейших синдикатов числились "Продуголь", "Продпаровоз", "Продвагон", "Гвоздь", "Трубопродажа", "Медь" и др. В 1910 г. насчитывалось 50 синдикатов [4]. В 1910 - 1913 гг. и появляются монополии высшего уровня - тресты, концерны, промышленно-финансовые группы. Среди крупнейших можно выделить "Нобельмазут", один из трех крупнейших трестов в нефтяной промышленности. Он объединял "Товарищество братьев Нобель", группу Ротшильда, Каспийско - Черноморское общество, Международный банк (Петербург) и контролировал производство, переработку, транспортировку и продажу нефти. Деятельность монополистических объединений в России была запрещена законом, однако царские власти не применяли против них карательных мер.