Подведите итоги развития промышленности и сельского хозяйства России к 1913 г. Предложите свои способы решения проблем (разрешения противоречий). Систематизируйте свои рассуждения в форме таблицы " Модернизация в России в начале ХХ в.
Ответы (1)
Фран
27.10.2024
4
Двигателем промышленного развития России в этот период стало железнодорожное строительство. В 1851 г. открылась первая железная дорога Москва - Петербург. К участию в железнодорожном строительстве стал привлекаться, помимо государственного, также частный капитал, в том числе иностранный. За период с 1861 г. по 1885 г. было построено 35% всей сети железных дорог. Ускоренными темпами развивалась промышленность, объем которой за 1861 - 1900 гг. вырос более чем в 7 раз (для сравнения: в Германии - в 5 раз, во Франции - в 2,5 раза, в Англии - в 2 раза); Россия становилась крупнейшим экспортером нефти в мире [4].Экономическому росту во многом способствовала реализация программы ускоренной индустриализации в 90-е годы XIX века, одним из инициаторов которой был С.Ю. Витте (в 1892 - 1903 годах занимал пост министра финансов и путей сообщения, с 1903 по 1906 - председателя Комитета, а затем Совета Министров). Программа Витте включала следующие направления: концентрация значительных средств на развитие приоритетных отраслей промышленности, железнодорожное строительство, таможенная защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции, широкое привлечение иностранного капитала в виде займов и инвестиций, жесткая налоговая политика внутри страны, государственная монополия на производство и продажу водки, введение в 1897 г. золотого денежного обращения и стабилизация рубля, контроль за процессом эмиссии (выпуск денег, ценных бумаг). Вместе с тем, следует отметить и усиление государственного регулирования экономики, перенапряжение платежных сил населения, крестьянства в первую очередь, рост цен на промышленные товары, снижение благосостояния широких слоев населения [1].В 90-е годы XIX в. Россия совершила гигантский скачок в экономическом развитии: объем промышленного производства увеличился в 2 раза; было построено железных дорог больше, чем за предшествующие двадцать лет; сложились основные индустриальные районы страны: Центрально-промышленный, Северо-Западный, Польский, горнозаводской Уральский, нефтяной Бакинский. Несмотря на кризис 1900 - 1903 гг. и негативное влияние на российскую промышленность русско-японской войны и первой русской революции, промышленный рост не прекращался, составив за 1904 - 1909 гг. в среднем за год 5%. В конце 1909 г. начался новый экономический подъем, продолжавшийся до первой мировой войны, среднегодовые темпы прироста в этот период превысили 11%. Но до 1914 г. еще не успели дать должного эффекта рост капиталовложений и техническая модернизация промышленности.Характерной чертой российской экономики был высокий уровень концентрации промышленного производства, по этому показателю страна занимала ведущее место в мире. В 1882 г. в России появился "Союз рельсовых фабрикантов", в 1887 г. - "Союз русских сахарозаводчиков". Среди крупнейших синдикатов числились "Продуголь", "Продпаровоз", "Продвагон", "Гвоздь", "Трубопродажа", "Медь" и др. В 1910 г. насчитывалось 50 синдикатов [4]. В 1910 - 1913 гг. и появляются монополии высшего уровня - тресты, концерны, промышленно-финансовые группы. Среди крупнейших можно выделить "Нобельмазут", один из трех крупнейших трестов в нефтяной промышленности. Он объединял "Товарищество братьев Нобель", группу Ротшильда, Каспийско - Черноморское общество, Международный банк (Петербург) и контролировал производство, переработку, транспортировку и продажу нефти. Деятельность монополистических объединений в России была запрещена законом, однако царские власти не применяли против них карательных мер.
Знаете правильный ответ?
Думаешь ответы не верны?
Найди верный ответ на вопрос
по предмету История, если вы не получили
ответа или никто не дал верного ответа, то рекомендуется
воспользоваться поиском и попытаться найти ответ на свой
вопрос среди похожих запросов.
Двигателем промышленного развития России в этот период стало железнодорожное строительство. В 1851 г. открылась первая железная дорога Москва - Петербург. К участию в железнодорожном строительстве стал привлекаться, помимо государственного, также частный капитал, в том числе иностранный. За период с 1861 г. по 1885 г. было построено 35% всей сети железных дорог. Ускоренными темпами развивалась промышленность, объем которой за 1861 - 1900 гг. вырос более чем в 7 раз (для сравнения: в Германии - в 5 раз, во Франции - в 2,5 раза, в Англии - в 2 раза); Россия становилась крупнейшим экспортером нефти в мире [4].Экономическому росту во многом способствовала реализация программы ускоренной индустриализации в 90-е годы XIX века, одним из инициаторов которой был С.Ю. Витте (в 1892 - 1903 годах занимал пост министра финансов и путей сообщения, с 1903 по 1906 - председателя Комитета, а затем Совета Министров). Программа Витте включала следующие направления: концентрация значительных средств на развитие приоритетных отраслей промышленности, железнодорожное строительство, таможенная защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции, широкое привлечение иностранного капитала в виде займов и инвестиций, жесткая налоговая политика внутри страны, государственная монополия на производство и продажу водки, введение в 1897 г. золотого денежного обращения и стабилизация рубля, контроль за процессом эмиссии (выпуск денег, ценных бумаг). Вместе с тем, следует отметить и усиление государственного регулирования экономики, перенапряжение платежных сил населения, крестьянства в первую очередь, рост цен на промышленные товары, снижение благосостояния широких слоев населения [1].В 90-е годы XIX в. Россия совершила гигантский скачок в экономическом развитии: объем промышленного производства увеличился в 2 раза; было построено железных дорог больше, чем за предшествующие двадцать лет; сложились основные индустриальные районы страны: Центрально-промышленный, Северо-Западный, Польский, горнозаводской Уральский, нефтяной Бакинский. Несмотря на кризис 1900 - 1903 гг. и негативное влияние на российскую промышленность русско-японской войны и первой русской революции, промышленный рост не прекращался, составив за 1904 - 1909 гг. в среднем за год 5%. В конце 1909 г. начался новый экономический подъем, продолжавшийся до первой мировой войны, среднегодовые темпы прироста в этот период превысили 11%. Но до 1914 г. еще не успели дать должного эффекта рост капиталовложений и техническая модернизация промышленности.Характерной чертой российской экономики был высокий уровень концентрации промышленного производства, по этому показателю страна занимала ведущее место в мире. В 1882 г. в России появился "Союз рельсовых фабрикантов", в 1887 г. - "Союз русских сахарозаводчиков". Среди крупнейших синдикатов числились "Продуголь", "Продпаровоз", "Продвагон", "Гвоздь", "Трубопродажа", "Медь" и др. В 1910 г. насчитывалось 50 синдикатов [4]. В 1910 - 1913 гг. и появляются монополии высшего уровня - тресты, концерны, промышленно-финансовые группы. Среди крупнейших можно выделить "Нобельмазут", один из трех крупнейших трестов в нефтяной промышленности. Он объединял "Товарищество братьев Нобель", группу Ротшильда, Каспийско - Черноморское общество, Международный банк (Петербург) и контролировал производство, переработку, транспортировку и продажу нефти. Деятельность монополистических объединений в России была запрещена законом, однако царские власти не применяли против них карательных мер.